Студенты П. П. Ткаченко, А. В. Барановский и А. С. Тарицына успешно прошли обучение в рамках образовательного модуля «Методы управления движением» в НТУ “Сириус” г. Сочи. В рамках программы изучались математические модели описания кинематики и динамики движения твердых тел в различных системах координат. Подробнее.

Группа студентов Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ) в составе Ткаченко Полины Павловны (бакалавр четвертого года обучения направления "Прикладная математика и информатика", ИМИТ (научный руководитель Кулаков Кирилл Александрович, к.ф.-м.н.), Барановского Александра Всеволодовича (магистрант первого года обучения направления "Приборостроение", ФТИ (научный руководитель Мощевикин Алексей Петрович, к.ф.-м.н.) и Тарицыной Анастасии Сергеевны (магистрант второго года обучения направления "Прикладная математика и информатика", ИМИТ (научный руководитель Щеголева Людмила Владимировна, д.т.н.) успешно прошла обучение в рамках образовательного модуля «Методы управления движением» в НТУ “Сириус” г. Сочи. В рамках программы изучались математические модели описания кинематики и динамики движения твердых тел в различных системах координат.
    Это уже третий образовательный модуль, который осваивают студенты ПетрГУ в НТО Сириус по направлению «математическая робототехника и искусственный интеллект». Занятия в рамках апрельского модуля проходили совместно со студентами магистратуры Университета «Сириус». Длительность модуля составила 98 академических часов. ПетрГУ и «Сириус» планируют и дальше сотрудничать в данном направлении. Доцент Корзун Дмитрий Жоржевич, заместитель по науке Центра искусственного интеллекта ПетрГУ, так комментирует возможности такого сотрудничества.
    «Благодаря НТУ Сириус наши студенты могут получать фундаментальные знания по математическим основам робототехники. Применение этих знаний востребовано при разработке интеллектуальных робототехнических систем с автономным движением и динамическим манипулированием, а также роботизированных вычислительных интернет-сред с множеством мобильных участников. Элементы таких образовательных модулей уже вводятся в ПетрГУ в ряд учебных дисциплин ИМИТ, ФТИ и ИЛГиСН, связанных с технологиями искусственного интеллекта». Теоретические занятия подкреплялись практическими занятиями в лаборатории с роботами компании ABB, где студенты занимались разработкой PD-регулятора с подбором соответствующих параметров, для шестизвенного робота-манипулятора.
    «В ходе лекций мы проходили и прикладные методы описания кинематики манипуляторов. Например, метод Денавита-Хартенберга, который может пригодиться мне для написания дипломной работы и реализации проектов в рамках ЦИИ ПетрГУ, поэтому, считаю эту поездку для себя полезной. Если говорить в целом про материал, то он достаточно сложный» — делится впечатлениями Анастасия Тарицына.
    «Соглашусь с Настей в том, что материал по большей части действительно сложный, но мы пытаемся разобраться и делать домашние задания. В этом нам помогают студенты МФТИ, МГУ, МГТУ им. Баумана. Мы вместе разбираемся и обмениваемся опытом. Со своей стороны могу сказать, что даже неделя обучения в Сириусе кардинально поменяла мой взгляд на возможности реализации тех или иных проектов, в которых я принимал или принимаю участие». — добавил Александр Барановский.
    «В целом, мне модуль понравился, хоть и дался нелегко. Мы разбирали очень много нетривиальных задач. Например, задачу правильного выбора места установки датчиков из, казалось бы, равноценных на первый взгляд вариантов» Полученные компетенции студенты планируют применять в рамках своих дипломных работ, а также для решения научных и технических задач, возникающих в лаборатории робототехнических систем Центра искусственного интеллекта ПетрГУ и в лаборатории технологий локации промышленных объектов Инжинирингового центра ПетрГУ.
    Аспирант Рего Григорий Эйнович, преподаватель каф. ПМК ИМИТ так прокомментировал возможности использования полученных компетенций в рамках развиваемого в ПетрГУ проекта «Лесной робот»: «Задача автономного манипулирования объектами является одной из проблем, решение которых требуется для создания лесного робота. В частности, робот должен уметь втыкать саженцы деревьев в почву под нужным углом и с нужным усилием. В рамках модуля «Сириуса» студенты освоили существующий математический аппарат в данной области, а также познакомились с идеями, над которыми трудятся исследователи на передовом крае науки».